Достопримечательности        31 мая 2018        125         0

Узнайте, какую историю хранят Караимские кенасы в Евпатории

Кто такие караимы? Когда-то так называли проникшихся иудейской культурой тюрков и византийцев. Что касается религии, которую они исповедовали, то она была занесена в Крым хазарами. История народа печальна — большинство караимов было убито мусульманами. Но, как память о них, в Евпатории остались кенасы — караимский архитектурный комплекс. Найти эту достопримечательность несложно: она располагается в окрестностях улицы Караимской

Караимские кенасы

Караимские кенасы в Евпатории фото главного входа

Караимские кенасы (кенассы) на карте Крыма

Кенасы сохраняют наследие достаточно небольшой народности из тех, что и сегодня населяют Крымский полуостров. И хотя в Крыму осталось чуть больше двух тысяч представителей этой национальности, они бережно относятся к своей культуре.

Из истории: Караимов безжалостно уничтожали не только мусульмане, но и фашисты — тогда представителей этого этноса расстреливали вместе с евреями, что и привело к их фактическому истреблению. Но никакие испытания не заставили караимов отказаться от своей веры и своей культуры.

Так кто же такие караимы?

Есть предположения, что они являются потомками тюркских племен Хазарского Каганата и коренного населения Крымского полуострова. Сами караимы считают «родовым гнездом» еще одну известную крымскую достопримечательность — Чуфут-кале. Иначе этот пещерный город еще называют Джуфт-Кале. Говорят, что именно из-под Бахчисарая началось расселение караимских семей по территории Российской империи. Но и в Крыму они жили не только в Бахчисарае и Евпатории — селились караимы и в Судаке, Солхате, Феодосии, других местах. 

Танцующие караимы в национальных костюмах

В 13 веке они попали в Галицию, а в 14 — в Литву, куда несколько сотен семей были вывезены князем ВитовтомОн высоко ценил преданность представителей этого народа — они охраняли его резиденцию. Спустя 600 лет в Траккае отпраздновали переселение караимов в Литву, хотя многие уехали из страны из-за гражданского противостояния и революции.

А Чуфут-кале оставался центром караимской культуры до конца 18 века — там была их первая типография. Прекрасно сохранилось и расположенное неподалеку кладбище, в то время как евпаторийское, к сожалению, было почти полностью разграблено вандалами.

1783 год заставил караимов разграничить свою религию и ортодоксальный иудаизм — эти меры потребовались в связи с присоединением Крымского полуострова к Российской империи. Но проблем с признанием самостоятельности караимской религии не возникло, хотя этот народ и отправляет служение на древнееврейском языке, то есть том, на котором была написана Библия.

В 1795 году Екатерина II освобождает этот этнос от двойного налога и дает разрешение на владение землями. В документах стали использовать формулировку «караимское вероисповедание», а в Сенате была проведена аналогия между караимскими и мусульманскими духовными должностями.

Постепенно караимы переселяются в новые крымские города и не только — наблюдается также их миграция в российские столицы, а также Харьков и Одессу. В Крыму же духовным центром караимов становится Евпатория, причем с 1837 года этот статус закрепляется за городом официально. Именно сюда из Чуфут-Кале переносится резиденция гахама. Также в Евпатории возводятся Малая и Большая кенасы, строится караимская школа. Интересно, что здесь же открылась не только типография, но и бесплатный санаторий для детей и приют для престарелых караимов. 

Начало 20 века очень значимо для этого этноса, поскольку в городе открывается музей-библиотека. Дальнейшему культурному развитию народности и увеличению ее численности помешала Первая мировая война, а посте — революция. Из-за того, что советское правительство проводило жесткую национальную политику, караимы постепенно утрачивали свою культуру, язык и особенно религию.

Характерные черты караимской веры

Корни религиозных верований караимов уходят далеко в прошлое, но официальной датой возникновения религии считается восьмой век нашей эры. Как и иудеи, они чтят Ветхий завет и являются приверженцами единобожия.

Каждый верующий караим чтит Господа и сохраняет чистоту ветхозаветных законов, поэтому караимов часто считают их хранителями.
 

Ни Талмуд, ни Коран, ни Новый завет в представлениях караимов священными книгами не являются. Религиозная установка такова: Ветхому завету никакие дополнения и толкования не нужны — именно поэтому богослужение у них ведется на языке древних евреев. Переводы не могут быть идеально верными, так что изучение «библейского» языка обязательно для верующего караима.

Перед тем, как войти в кенасу на молитву, караимы омывают ноги из фонтанчика, который обязательно установлен во дворе, там же споласкивают и руки. Перед входом снимают обувь. Как и у мусульман, женщины и мужчины молятся отдельно, причем женщины даже заходят через специальный вход. Их место для молитвы — балкон. 

Фонтан для омовения ног

Служить в храме может как священник, так и член общины, которому доверена эта почетная обязанность. Во время молитвы караим сосредоточен на ней — в основном это псалмы.

Суббота и праздники — это дни для духовных песнопений не из Библии — исполняются песнопения, которые караимские поэты написали в давние времена. Если караим не участвует в богослужении, он оскорбляет храм, а это считается одним из самых ужасных поступков для верующего.

При этом у данного этноса всего три религиозных праздника, естественным образом связанные с циклами земледелия в Святой земле  — это Песах (православная Пасха), Шавуот и Суккот. Приурочены они, соответственно, к первой ячменной и пшеничной жатве, а также  — к сбору урожая, который и завершает земледельческий год.

Для крымских караимов всегда была характерна как этническая, так и религиозная изоляция, поскольку библейские заповеди толковались ими на тюркский манер. Такие же мотивы присутствовали и в обыденной жизни.

Интересно! Верования караимов исповедовали не только представители этого народа, но также греки, сирийцы, персы и даже славяне.

Караимские кенасы: архитектурный памятник

Это не просто отдельное религиозное учреждение, а целый комплекс из двух кенас, школы, столовой и даже постоялого двора. Все они эклектичны: в зданиях переплелись византийские и неоготические мотивы, к которым добавилась мавританская стилистика. 

При входе в кенасы можно увидеть триумфальную арку с гладкими колоннами, а сама арка украшена портиком треугольной формы, который отличает изысканность лепнины. Во дворе слева располагается тот самый фонтан. Прежде, чем войти в сам храм, верующий должен пройти сквозь несколько двориков — так он успеет проникнуться торжественной атмосферой и настроиться на молитву. 

Так, длина Виноградного дворика — около 30 метров, его стены украшают мраморные плиты. Он назван так потому, что галерея закрыта решеткой с узором из виноградных ветвей. Плиты не гладкие — если человек знает древнееврейский, он сможет прочесть имена тех, кто принимал участие в строительстве, а также получить информацию о важных исторических событиях. Самая старая плита относится к концу 18 века, а в конце века прошлого установили еще одну, почитая память погибших в войне и от геноцида караимов.

Сразу за ним расположен дворик Мраморный. И действительно — здесь все устелено этим камнем из Италии, есть красивая декоративная колоннада. В память о том, что караимов посещал российский император Александр, в 1851 году здесь установили колонну с двуглавым орлом.

Внутренний мраморный двор

Ложные арки, окружающие Дворик ожидания молитвы, создают в нем особую атмосферу. Здесь не только ждали начала богослужения, но и решали вопросы, касающиеся религиозной жизни. Когда проходили праздники, там вывешивали ковры и выставляли угощения. Когда-то время молитв определялось по солнечным часам — они остались во дворике до сих пор.

В лапидарии можно увидеть образцы древней письменности, которые высечены в камне, и несколько надгробий, которые перенесены с разграбленного караимского кладбища.

В Малой кенасе по будним дням отправляются службу. Напротив входа есть помост, хранящий древние свитки Торы, а в женское помещение для молитв, украшенное резьбой, ведут ступени из восточной части храма. 

Малая кенасса

В Большой кенасе богослужения проводят по праздникам. Перед ней расположен небольшой портик с мозаичным остеклением, которое особенно прекрасно выглядит в солнечные дни. Это архитектурное сооружение интересно тем, что по своему исполнению оно аналогично храму Соломона.

В самих кенасах можно приобрести очень интересную литературу — от книг о караимской истории и культуре до сборников кулинарных рецептов.

Как добраться к объекту?

Проще всего дойти до этого исторического памятника от Гезлевских ворот (указаны на карте ниже) — везде стоят указатели, ошибиться трудно. Если просто прогуливаться по улочкам старого горда, то направляться нужно на пересечение Караимской и Ефета. Летом кенассы в Евпатории работают двенадцать часов — с восьми до восьми, зимой — всего семь: с десяти утра до пяти вечера. 

Если не хотите идти, можете доехать на автобусе №1, №6 или №17 (они проезжают автовокзал), и выйти на остановке «Укрсоцбанк». 

 

Важная информация:

  • Адрес объекта: улица Караимская, 68, Евпатория, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 45.198390, 33.374186.
  • Телефон для справок: +7-36569-3-30-35.
  • Режим работы: в летнее время – с 8:00 до 20:00, в остальное время года – с 10:00 до 17:00.
  • Цены за вход: 100 рублей.

В летний период можно попасть на экскурсию в комплекс — они проводятся дватри раза в день, зимой же — только по договоренности. Стоит этого от 500 рублей в любое время года, но пользоваться услугами экскурсовода необязательно: за сто рублей можно изучить территорию самостоятельно. 

Ну и как всегда, напоследок редакция сайте еду в Крым подобрала для вас, наших читателей, видео из цикла «Малый Иерусалим«, маршрут которого проходит через кенасы:

  Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *